Методические рекомендации для педагогов образовательных организаций Республики Саха (Якутия) по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера,
распространяемой в сети Интернет
Деструктивное поведение — форма активности личности, связанная с разрушением субъектом структур, как «составляющих» его (организм), так и заключающих его в «себе» (общество). В зависимости от определенных ситуационных, социокультурных и индивидуально-психологических факторов деструкция может быть направлена человеком на самого себя или вовне, выступать в виде импульсивного, неосознанного, рефлекторного или сознательного, расчетливого поступка.
В настоящее время не существует единого подхода к определению понятия и признаков деструктивного поведения.
Профилактика деструктивного поведения основана на социализации несовершеннолетних, формировании у них нравственных качеств субъектов социальных отношений. Институтом социализации детей является семья и школьная среда, где закладываются идеалы и базисы, из которых формируется дальнейшее мировоззрение, морально-этические ориентиры и общая направленность поведения.
Проявления у несовершеннолетнего деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др.).
За некоторые деструктивные действия несовершеннолетних законодательством Российской Федерации предусмотрена административная или уголовная ответственность.
1.1. антисоциальный (против социума; противоправное поведение, не соответствующее этике и нормам морали современного общества);
1.2. аддиктивный (стремление к уходу от реальности с помощью одурманивающих веществ);
1.3. суицидный (самодеструкция; склонность к суицидальным действиям, обусловленная изоляцией от общества, беспомощностью (физической, правовой, интеллектуальной), нeвeриeм в будущee, потeрeй собствeнной нeзависимости);
1.4. фанатический (результат фанатического влечения к чему-либо) аутический (затруднение социальных отношений, межличностных контактов, оторванность от реальной действительности);
1.5. нарциссический (самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему);
1.6. конформистский (приспособленчество, приверженность к позиции сильнейшего).
2.1. Проявления деструктивного поведения по отношению к окружающим и внешней среде:
2.1.1. намеренное нарушение социальных отношений (революционные действия, террористические акты, перевороты, протестные движения с агрессивными проявлениями, экстремизм);
2.1.2. причинение физического ущерба другим людям (побои, драки (регулярные и/или массовые), убийство);
2.1.3. моральное унижение других людей, провоцирование конфликтов, участие в травле (буллинге);
2.1.4. жестокость к животным (пытки, умерщвление, издевательства);
2.1.5. вандализм (порча неодушевленных предметов, разрушение памятников архитектуры, произведений искусства и др.);
2.1.6. сквернословие;
2.1.7. экоцид (нанесение вреда объектам природы).
2.2. Проявления деструктивного поведения по отношению к себе:
2.2.1. действия с риском для жизни и (или) здоровья (паркур, зацепинг и иные);
2.2.2. интернет-зависимость, патологическая страсть к азартным играм;
2.2.3. суицидальное поведение, суицид;
2.2.4. употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ;
2.2.5. чрезмерное видоизменение собственного тела (татуировки, шрамирование, пирсинг).
Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но не должно остаться без внимания педагогов.
В целях выявления деструктивного поведения несовершеннолетних педагогу важно обращать внимание на психологические и внешние признаки.
2.3. Психологические признаки:
2.3.1. повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;
2.3.2. зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии;
2.3.3. проявление навязчивых движений;
2.3.4. неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям;
2.3.5. утрата прежнего эмоционального контакта с одноклассниками;
2.3.6. стремление показать свое «бесстрашие» окружающим;
2.3.7. стремление быть в центре внимания любой ценой;
2.3.8. нелюдимость, отчужденность в школьной среде, отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки;
2.3.9. избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги).
2.4. Изменения в поведении (внешние признаки):
2.4.1. конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге);
2.4.2. ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (ребенок угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку);
2.4.3. проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия;
2.4.4. участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами;
2.4.5. трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»);
2.4.6. навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу);
2.4.7. участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников (педагогически запущенные дети, безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению);
2.4.8. жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми;
2.4.9. резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету);
2.4.10. пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения);
2.4.11. подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.);
2.4.12. появление у несовершеннолетнего (приобретение) предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски); пластиковые пакеты малого размера; аэрозольные баллоны с краской, трафареты (для рекламы интернет-магазинов наркотиков);
2.4.13. использование в речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.
2.5. Изменения во внешнем виде:
2.5.1. использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную);
2.5.2. наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове;
2.5.3. нежелание следить за своим внешним видом;
2.5.4. появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны);
2.5.5. появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от наркоторговли).
Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.
При проявлениях деструктивного поведения ребенку требуется психологическая помощь.
Современное прогрессивное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе также негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на детей: стремительный темп жизни, вседозволенность, легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия. Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, Интернета, компьютерных игр.
Не отрицая положительного влияния IT-технологий на развитие детей и подростков, цифровой мир несет с собой ряд онлайн-рисков.
3.1. Коммуникационные риски
3.1.1. кибербуллинг (интернет-травля, преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов; публикация и рассылка контента интимного характера)
Меры помощи ребенку, подвергшемуся кибербуллингу:
— психологическая поддержка педагогом и родителями;
— изменение настроек приватности профиля подростка в соцсетях (убрать личную информацию, закрыть аккаунт от посторонних людей);
— создание новой учетной записи для ребенка с измененным именем и фотографией профиля, чтобы обидчик не смог продолжить травлю;
— обучение правилам безопасного поведения в сети Интернет.
3.1.2. использование сети Интернет для вовлечения несовершеннолетних в совершение действий, представляющих опасность для их жизни и здоровья (суицидальные сайты; форумы потенциальных самоубийц; сайты, вовлекающие в участие в опасных играх; наркосайты; сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм); сайты, пропагандирующие экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, секты).
Этапы вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы:
— предоставление ложной информации (соответствующий тематический материал в сети, фото-, видеоинформация);
— общение, взаимодействие с вербовщиком сети;
— исполнение подростком указанных вербовщиком действий;
— попадание в зависимость.
3.1.3. «незнакомый друг» в социальных сетях (прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи)
3.1.4. груминг (установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в сети Интернет для его дальнейшей сексуальной эксплуатации)
3.1.5. киберсталкинг (преследование ребенка переходит из виртуального мира в реальный).
3.2. Контентные риски
3.2.1. «шок-контент» (материалы (тексты, фото, видео, аудио), которые законодательно запрещены для публикации, вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения: страх, ужас, отвращение, унижение);
3.2.2. просмотр сайтов для взрослых.
3.3.Технические риски
3.2.1. незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе;
3.2.2. повреждение устройств, программного обеспечения.
3.3. Потребительские риски
3.3.1. кража личных данных техническими средствами (в том числе в процессе интернет-шопинга)
3.3.2. кибермошенничество.
4.1. Меры противодействия распространению деструктивных идей среди несовершеннолетних
4.1.1. формирование чувства неприятия насилия как такового в любом его проявлении;
4.1.2. формирование негативного образа и эмоционального неприятия экстремистских формирований и их лидеров;
4.1.3. активное развитие психологического позитивного мышления вместо разрушительного, раскрытие позитивных жизненных смыслов, развитие способности к целеполаганию;
4.1.4. создание комфортной социокультурной среды, микроклимата в детском коллективе;
4.1.5. проведение политики защиты несовершеннолетних от негативного влияния Интернета, обеспечения безопасности в сети Интернет;
4.1.6. проведение нравственно-правового закаливания (формирование правовой культуры, навыков критического анализа, сопротивления негативному влиянию, развитие стойкости при неблагоприятных обстоятельствах, умения противостоять влиянию других лиц);
4.1.7. формирование у обучающихся здорового образа жизни через применение здоровьесберегающих технологий, обеспечение безопасных условий, информирование о здоровом стиле жизни;
4.1.8. минимизация негативных последствий деструктивного поведения (например, травли);
4.1.9. организация деятельности, альтернативной деструктивному поведению: познавательной (путешествия, туризм); бросающей вызов своим возможностям (спорт, квесты, походы); альтруистической (общественно-полезная и благотворительная деятельность);
4.1.10. формирование культуры общения, ценностного отношения к правилам и социальным нормам;
4.1.11. повышение компетентности и социальной успешности личности подростка в значимых для него сферах;
4.1.12. развитие навыков продуктивной саморегуляции: повышение осознанности собственного поведения, развитие умений планирования, оценки последствий поведения, обучение продуктивным стратегиям совладания со стрессом;
4.1.13. своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений в коллективе (группе);
4.1.14. активизация личностных ресурсов, обеспечение творческого самовыражения;
4.1.15. содействие профессиональному самоопределению, овладению способами и умениями трудовой деятельности.
4.1.16. организовать взаимодействие специалистов с семьей несовершеннолетнего по его сопровождению; а также при необходимости работу по коррекции детско-родительских отношений.
Главная цель — переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал ребенка, мотивировать его на социально-позитивное и законопослушное поведение.
Ведущим видом деятельности подросткового возраста является интимно-личностное общение с ровесниками, в котором происходит практическое освоение моральных норм и ценностей, формируется самосознание. Участвуя в неформальных молодежных группах деструктивной направленности, подросток стремится к удовлетворению потребностей в общении и признании. Важной составляющей воспитательной деятельности педагога является мотивирование обучающихся к участию в детских и молодежных объединениях.
Важно, чтобы воспитательная работа педагога с несовершеннолетними обучающимися была направлена не только на устранение последствий деструктивных действий, но и на предотвращение возникновения деструктивного поведения несовершеннолетних — формирования благоприятного психологического климата в школьном коллективе: безопасности, взаимопомощи, принятия иной точки зрения и т.д
4.2. Мониторинг детского коллектива в образовательной организации
4.2.1. регулярное отслеживание посещаемости занятий обучающимися в образовательной организации (учет несовершеннолетних, не приступивших к занятиям на начало учебного года, на начало четверти; а также систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам);
4.2.2. отслеживание динамики успеваемости обучающихся;
4.2.3. проведение с участием педагога-психолога периодической диагностики коллектива, направленной на выявление признаков деструктивного поведения у несовершеннолетних;
4.2.4. организация наблюдения за поведением подростков;
4.2.5. учет детей, состоящих на внутреннем контроле в образовательной организации (индивидуальная профилактическая работа);
4.2.6. обращение особого внимания на обучающихся: состоящих на учетах у нарколога, психиатра (при наличии такой информации); совершивших самовольные уходы из дома; дела в отношении которых рассмотрены на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (совершивших административные правонарушения, антиобщественные действия); родители (законные представители) которых привлекались к административной ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; с выявленными признаками суицидального поведения; имеющих высокий уровень риска по итогам психологической диагностики (тревожность, агрессия, отчужденность и иные).
4.3. Формы работы по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних обучающихся и рекомендации по их применению
4.3.1. Знание и соблюдение действующих в образовательной организации: порядков реагирования (информирования) в случае выявления чрезвычайной ситуации с детьми, несовершеннолетних с признаками деструктивного поведения; рекомендаций об организации профилактической работы, выявления деструктивного поведения у обучающихся, проведения индивидуальной работы с подростками «группы риска»;
4.3.2. Выработка общей позиции «родители-педагоги». Изменения в поведении, привычках, характере подростков нельзя не заметить, если наблюдать за их поведением и дома, и в школе. В рамках родительских собраний с привлечением педагога-психолога рекомендуется представлять информацию об особенностях психоэмоционального состояния подростков в конкретный возрастной период, о возможных деструктивных проявлениях в среде несовершеннолетних в виртуальном пространстве, о способах обеспечения безопасности детей. Проведение совместных мероприятий с родителями и обучающимися способствует гармонизации детско-родительских отношений;
4.3.3. Организация процедуры урегулирования в случае выявления фактов травли (буллинга). В указанном случае педагог привлекает школьную службу примирения (медиации), либо использует медиативные технологии для разрешения конфликта, восстановления отношений, доверия, а также материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве;
4.3.4. Привлечение специалистов. В работе по предупреждению деструктивного поведения педагогу помогут специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представители ведомств, обеспечивающих выявление негативного влияния на несовершеннолетних в сети Интернет;
4.3.5. Информирование обучающихся о службах помощи. Оформление уголков безопасности в классных кабинетах, представление актуальной информации обучающимся и их родителям (законным представителям) о работе служб экстренной психологической помощи, детского телефона доверия с раскрытием тем для разговора (тема первой любви, отношения с родителями и учителями, проблемы в общении со сверстниками, обиды и страхи, борьба с зависимостями);
4.3.6. Организация воспитательной работы, в том числе патриотических, военно-патриотических мероприятий, организация участия подростков, находящихся в «группе риска» и потенциально способных приобщиться к криминальной субкультуре, в деятельности военно-патриотических клубов, спортивных молодежных организаций. Важно сформировать у детей внутреннее убеждение в том, что поставленные перед ними цели и задачи являются их собственными, достижение и решение этих задач отвечает их интересам, дать возможность почувствовать себя значимым для общества, для общего дела;
4.3.7. Проведение беседы, открытого разговора. При проведении бесед с обучающимися педагогам важно учитывать, что прямые вопросы и акцентирование с первых минут разговора внимания школьников на проблеме (например, «АУЕ») может вызвать у них обратную реакцию — разговор будет воспринят как реклама субкультуры.
4.4. Рекомендации педагогу для проведения беседы
4.4.1. основной упор сделать на установление психологического контакта;
4.4.2. проявить полное знание обсуждаемой темы, терпение, настойчивость, доброжелательность, иначе можно спровоцировать у подростков эмоциональный дискомфорт, недоверие и агрессию;
4.4.3. поддерживать позитивные суждения, вселять веру в свои силы, в возможность благоприятных жизненных перспектив;
4.4.4. помнить, что запретительные меры малоэффективны (введение запрета заставит подростка замкнуться в себе, стать более скрытным, охраняющим групповые «ценности», что еще больше сплотит группу несовершеннолетних с девиантным поведением);
4.4.5. раскрыть пагубность и бесперспективность противоправного поведения, подкрепляя хорошо известными несовершеннолетним фактами (можно предложить ребенку встать на место жертвы преступления и с этой точки зрения оценить справедливость и логичность криминальной субкультуры);
4.4.6. обеспечить осознание обучающимися степени риска противоправного поведения и суровости ответственности за совершенное преступление (привести примеры деструктивного манипулирования, спровоцировавшие психологический срыв у ребенка, повлекшие причинение вреда здоровью себе и/или окружающим, совершение преступления);
4.4.7. провести совместный с детьми критический анализ негативного контента, «друзей и товарищей», идеализирующих криминальный образ жизни
После проведения беседы важно обязательно фиксировать реакцию обучающихся, наблюдать за изменением в их поведении.
4.5. Основные рекомендации педагога родителям (законным представителям) обучающихся
4.5.1. основывать процесс воспитания на доверительных отношениях;
4.5.2. осваивать Интернет-технологии, вести аккаунт в популярных социальных сетях, стать другом своему ребенку в социальных сетях;
4.5.3. еженедельно проводить анализ страниц своего ребенка, внимательно читать публикации детей, изучать сообщества, на которые подписан ребенок, изучать виртуальных друзей, фотографии и видео, вызывающие интерес у ребенка (сохраненные, либо с отметкой «лайк»);
4.5.4. В «группе риска» находятся дети и подростки, которым не хватает родительского внимания и поддержки, а также те, чье нахождение в сети Интернет не контролируется родителями. Лучшая профилактика негативных последствий – доверительное общение с подростком.
4.6. Сообщение об опасном контенте и обнаруженной в сети Интернет информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка
5.6.1. В случае выявления опасного Интернет-ресурса, а также если несовершеннолетний обучающийся сообщил информацию о других детях, которые играют в опасные квесты, входят в сомнительные сообщества в социальных сетях, сообщите об этом:
1) Полиция России: 02 (102, 112)
2) Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия): 8 (4112) 42-22-22
3) Роскомнадзор: https://eais.rkn.gov.ru/feedback/ Вкладка «Форма обратной связи»/ Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено
4) Автономная некоммерческая организация: «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» https://www.cism-ms.ru/ob-organizatsii/
5) Ассоциация «Лига безопасного Интернета»: http://ligainternet.ru/hotline/ тел.: 8 800 700 5676
5.6.2. Куда обратиться за психологической помощью?
1) Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно): https://telefon-doveria.ru/about/ тел.: 8-800-2000-122
2) Республиканский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно):
8 800 100 35 50
3) Линия помощи «Дети Онлайн» – служба телефонного и онлайн-консультирования оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в сети Интернет http://detionline.com/ тел.: 8-800-25-000-15 helpline@detionline.com
4) ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр-психолого-медико-социального-сопровождения» http://14rcpmss.ru тел.: 507-110, Отдел психологического и социально-педагогического сопровождения, 8924 564-73-99