Образовательные организации с учетом раздела №1 «Актуальность информационной безопасности детей» данных методических рекомендаций должны предпринимать различные меры по повышению уровня знаний обучающихся в сфере информационной безопасности, а для реализации данной функции также взаимодействовать с их родителями и законными представителями обучающихся для повышения их уровня знаний в данной сфере.

Важнейшим условием реализации данной работы является соответствие образовательной организации требованиям для успешной и эффективной организации обучения информационной безопасности обучающихся и их родителей (законных представителей), в частности кадровым, материально-техническим и иным условиям.

3.1.      Организация обучения информационной безопасности обучающихся

Образовательная организация может организовать обучение своих обучающихся информационной безопасности путем:

  1. Обращения внимания вопросам обеспечения информационной безопасности в рамках действующих в образовательной организации учебных дисциплин;
  2. Внедрения в образовательную программу самостоятельной учебной дисциплины или увеличение количества учебных часов на изучение данной проблематики при изучении учебных предметов в рамках вариантовой части учебного плана образовательной программы;
  3. Организации соответствующих мероприятий или обучения в рамках тематической внеурочной деятельности и дополнительного образования;
  4. Организации соответствующих мероприятий или обучения в рамках программ воспитания и социализации обучающихся.

Общеобразовательным организациям и организациям дополнительного образования рекомендуется организовать обучение детей с 1 по 11 класс или до 18 лет включительно, а для профессиональных образовательных организаций до 18 лет включительно и далее на усмотрение администрации образовательной организации.

При преподавании и изучении обучающимися вопросов информационной безопасности рекомендуется не только рассмотреть информационные, потребительские, технические и коммуникативные аспекты информационной безопасности, но и вопросы практического использования сети «Интернет» для собственного развития и образования.

Образовательные организации организуют в рамках своей компетенции и проводят классные часы, внеклассные мероприятия и другие различные тематические мероприятия, в частности Единый урок по безопасности в сети «Интернет», квест по цифровой грамотности «Сетевичок» и другие.

Для повышения эффективности занятий могут быть проведены межпредметные и внутрикурсовые уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.

С учетом раздела №1 «Актуальность информационной безопасности детей» данных методических рекомендаций обучение детей по ступеням обучения имеют следующие цели:

  1. Для обучающихся начальной школы рекомендуется рассмотреть основные аспекты осуществления деятельности в сети «Интернет» и мерах собственной защиты, в частности с учетом отсутствия у многих детей в данном возрасте собственной электронной почты.
  2. Для обучающихся средней школы вопросы информационной безопасности могут быть расширены за счет изучения психологических и технических аспектов информационной безопасности, вопросов законодательства и ответственности, правил и условий получения, изготовления и распространения информации и других аспектов, позволяющих обучающимся не только знать меры защиты, но и знание источников и принципов работы сетевых рисков.
  3. Для обучающихся старшей школы вопросы информационной безопасности должны быть изучены в той мере, которая позволит самому обучающему стать источником достоверной информации по вопросам информационной безопасности для своих ровесников и младших.

Непосредственно уроки и занятия по вопросам информационной безопасности возможно организовать в следующих формах, которые могут быть использованы как отдельно, так и совместно:

  1. Дискуссии или дебаты;
  2. Деловые игры;
  3. Подготовка обучающимися тематических буклетов, листовок и других материалов;
  4. Квесты, премии, конкурсы и олимпиады;
  5. Анкетирование, исследования и опросы;
  6. Тесты и викторины;
  7. Демонстрация мультфильмов и (или) видеоурока;
  8. Семинар, вебинар или занятие с приглашенным экспертом.

При проведении уроков и занятий можно использовать следующие игровые методики:

  1. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.
  2. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, органы власти, патентное бюро, ученый совет и т.д.
  3. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.

Рекомендуется предусмотреть после поведения уроков и занятий раздачу обучающимся листовок об основных аспектах информационной безопасности, которые образовательные организации могут распечатать самостоятельно.

Самостоятельным направлением работы является воспитание у детей культуры информационной безопасности при работе в сети Интернет вне образовательной организации:

  1. Вовлечение обучающихся в деятельность детских общественных организаций, реализующих свою деятельность дистанционно, например, детская общественная организация «Страна молодых», Российское движение школьников и другие.
  2. Организация и проведение дистанционных мероприятий, посвященных информационной безопасности, например, Всероссийская контрольная работа по информационной безопасности, квест «Сетевичок» и другие, для повышения уровня знаний обучающихся в сфере информационной безопасности и повышения общего уровня ИКТ-компетентности.

3.2.      Организация обучения информационной безопасности родителей и законных представителей обучающихся

Образовательная организация может для повышения уровня знаний родителей и законных представителей обучающихся в вопросах обеспечения информационной безопасности детей предпринимать различные регулярные меры информационного и организационного характера, в частности:

  1. Освещение вопросов информационной безопасности детей в рамках проводимых родительских собраний и проведение тематических собраний для родителей с участием педагогических работников и представителей администрации образовательной организации, в частности для демонстрации видеоматериалов по данным вопросам.
  2. Организация индивидуальных и групповых консультаций родителей и законных представителей обучающихся классными руководителями, специалистами психологической службы и администрации образовательной организации для обеспокоенных родителей и законных представителей обучающихся и родителей и законных представителей обучающихся, находящихся в группе риска.
  3. Проведение семинаров, лекций и вебинаров с участием экспертов и сотрудников правоохранительных органов для родителей и законных представителей обучающихся.
  4. Раздача информационных материалов об обеспечении безопасности детей в сети «Интернет», в частности памятки, флаеры и другие материалы.
  5. Проведение анкетирования родителей и законных представителей обучающихся по вопросам организации дома мер по обеспечению защиты детей в информационном пространстве.
  6. Размещение на сайте образовательной организации, средствах массовой информации образовательной организации, сообществах в социальной сети и сервисе электронных дневников для родителей и законных представителей обучающихся информации по обеспечению информационной безопасности детей.

В ходе мероприятий для родителей и законных представителей обучающихся рекомендуется отметить следующие темы:

  1. Важность обеспечения цифровой и информационной грамотности детей и подростков;
  2. Рекомендации и советы по обеспечению информационной безопасности личности и детей как особо незащищенных пользователей сети «Интернет»;
  3. Методы и функции родительского контроля.

3.3.      Информационно-методическое сопровождение организации обучения информационной безопасности обучающихся и их родителей (законных представителей)

Образовательным организациям и педагогическим работникам рекомендуется учитывать следующие аспекты при выборе учебников, учебно-методической литературы и материалов для организации обучения информационной безопасности обучающихся и их родителей (законных представителей).

Используемые в образовательном процессе учебники, учебно-методическая литература и материалы по содержанию должны соответствовать данным методическим рекомендациям и учитывать курс для начального, общего и полного среднего образования межпредметной области «Основы кибербезопасности».

В своей деятельности образовательные и научные организации, педагогические работники, органы власти, органы местного самоуправления и другие заинтересованные организации и лица могут использовать материалы данных методических рекомендаций и методических рекомендаций о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет», а также другую информацию из официальных документов и публикуемой на официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований.

В работе образовательным организациям и педагогическим работникам рекомендуется использовать материалы и информацию, разработанную либо рекомендованную органами государственной власти, органами местного самоуправления, их подведомственными организациями и учреждениям, и научными организациями с целью исключения использования в образовательном процессе материалов и информации, содержащую рекламу коммерческих товаров и (или) услуг.

  1. Источники и рекомендуемые сайты в сети «Интернет»

При подготовке методических рекомендаций были использованы следующие источники:

  1. http://www.apkpro.ru;
  2. https://yandex.ru;
  3. http://сетевичок.рф;
  4. http://window.edu.ru;
  5. https://gu.spb.ru;
  6. http://Единыйурок.рф;
  7. https://sledcom.ru.

Рекомендуемые сайты в сети «Интернет» для использования в процессе обучения основам информационной безопасности:

  1. http://www.apkpro.ru;
  2. https://yandex.ru;
  3. http://сетевичок.рф;
  4. http://window.edu.ru;
  5. https://gu.spb.ru;
  6. http://Единыйурок.рф;
  7. https://sledcom.ru;
  8. http://fond-detyam.ru;
  9. http://www.ya-roditel.ru;
  10. https://edu.gov.ru;
  11. https://игра-интернет.рф;
  12. https://fcprc.ru;
  13. http://www.персональныеданные.дети;
  14. https://мвд.рф;
  15. http://rospotrebnadzor.ru;
  16. http://Единыйурок.дети.