Рекомендации по составлению резюме

Цель любого резюме — выгодно подчеркнуть достоинства со­искателя и, по возможности, сгладить недостатки. Недостатки сту­дентов и выпускников вузов очевидны: отсутствие стажа, неопыт­ность и пр. К достоинствам относятся энергичность, умение и же­лание учиться новому, стремление стать профессионалом и т.д.

По своему содержанию резюме должно быть:

1) достаточно подробным, чтобы потенциальный работодатель мог сделать логические выводы о ваших профессиональных дан­ных;

2) достоверным — во избежание недоразумений, которые мо­гут возникнуть при прохождении отборочных испытаний в случае, если выяснится, что кандидат сообщил о себе заведомо ложные сведения (например, указал отсутствующие компьютерные навы­ки, уровень владения иностранным языком или опыт работы по специальности);

3) целенаправленно деловым, т.е. характеризующим только те ваши качества, которые требуются именно для данной работы;

4) конкретным, т.е. указывающим факты и цифры, свидетель­ствующие о ваших достижениях, например: достигнутый вами экономический или социальный эффект; медали (дипломы), которых вы были удостоены на профессиональных выставках и конкурсах, и т.п.

Слово «резюме» в качестве заголовка обычно не пишется. На­званием может быть должность, на которую вы претендуете, а подзаголовком — фамилия, имя, отчество. Как правило, резюме состоит из нескольких разделов: вводного, «Образование», «Опыт работы», «Дополнительная информация», «Личные качества», «Контактная информация».

Вначале укажите свой возраст, семейное положение, адрес, телефон, e-mail (для верности ваши координаты можно повторить и в конце резюме, в разделе «Контактная информация»). Несмот­ря на современную свободу нравов, работодатели в массе своей остаются консерваторами, поэтому семейное положение рекомен­дуется указывать в соответствии с паспортными данными.

Самый важный блок резюме: образование и опыт работы.

В разделе « Образование» следует не только назвать ваше учебное заведение, но и написать о стажировках, практикумах, семина­рах, конференциях, в которых вы принимали участие. Если вы выступали с докладами или ваши курсовые работы имели практи­ческое значение, обязательно укажите этот факт. Однако не следу­ет перечислять все похвальные грамоты, полученные вами в дет­ском возрасте, а также курсы, не имеющие прямого отношения к предлагаемой должности.

Раздел «Опыт работы» вызывает особые трудности у молоде­жи. О чем можно писать, если опыт крайне незначителен? Вспом­ните все те места, в которых вы хотя бы краткосрочно проявили себя с лучшей стороны. Это может быть вузовская кафедра, фирма или предприятие, где вы были на практике, и даже опыт успеш­ного выполнения разовых поручений в любой из областей. Иными словами, учитывайте, что и 1—2 месяца — это уже определенный опыт работы. Искусство составления резюме заключается в том, как этот опыт удачно преподнести.

В разделе «Дополнительная информация» обязательно укажите ваш уровень знания иностранного языка, а также компьютерных программ и Интернета. Если у вас имеются водительские права, а будущая должность связана с разъездами, также подчеркните это.

Прежде чем заполнить графу «Личные качества», составьте спи­сок именно тех качеств, которые принципиально важны для выб­ранной должности.

Приведем несколько примеров. Если вы хотите работать в об­ласти информационных технологий, сделайте акцент на аналити­ческом складе ума, умении работать с большими объемами ин­формации. Если претендуете на должность репортера, отметьте свою мобильность, информированность и обязательность. Если вас при­влекает работа в качестве помощника бухгалтера, укажите матема­тические способности, внимательность и честность.

Многие молодые специалисты, впервые составляющие резю­ме, совершают характерную ошибку, чрезмерно акцентируя вни­мание на своей обучаемости и открытости новому опыту. Однако в контексте поиска работы такой подход выглядит как недостаток квалификации.

В студенческом резюме совсем не обязательно должна быть за­явлена ожидаемая заработная плата. Материальная сторона рабо­ты — это самостоятельный вопрос, и его лучше обсуждать непос­редственно с работодателем (в частности, уместно спросить о пред­полагаемом заработке в первом же телефонном разговоре). К тому же, если вы напишите в резюме: «Студент первого курса, зарплата от $1000», вас могут счесть человеком, имеющим явно завышен­ные ожидания, а значит, не подходящим кандидатом.

Итак, для того чтобы резюме достигло цели — заинтересовало работодателя — оно должно соответствовать целому комплексу требований. Это касается не только содержания, но и формы.

Качестве важнейших правил оформления резюме можно вы­делить следующие:

  1. резюме лучше разместить на одной странице формата А4, в крайнем случае — на двух (если вы выходите за рамки этого объема, исключайте те данные, которые мало связаны со спецификой будущей работы и едва ли повысят ваши шансы как соискателя);
  2. текст должен быть набран на компьютере (а не отпечатан на пишущей машинке) кеглем не менее 12 пунктов.
  3. резюме не должно быть перегружено декоративными деталя­ми: виньетками, рамочками, разностильными шрифтами. Название разделов желательно выделить жирным шрифтом, можно с подчер­киванием. Границы полей следует сделать ровными, т.е. отформати­ровать текст «по ширине». Фон для текста должен быть белым.