Почти в каждом образовательном учреждении периодически происходят ситуации, связанные с тем, что обучающиеся конфликтуют, проявляют агрессию друг на друга. В отличие от эпизодических инцидентов, буллинг (травля) – это хронический конфликт, при
котором существуют устойчивые роли преследователя и жертвы. В таких случаях имеет место преднамеренное, повторяющееся агрессивное поведение одних детей в отношении других, включающее неравенство власти или силы. Иногда такое неравенство может быть обусловлено различием в физической силе или ребенок с более высоким статусом может
лучше учиться, иметь больше друзей и соратников, иметь более богатых или имеющих больше власти родителей, и т.п. Помимо преследователей и жертвы, почти всегда присутствует большая группа детей – свидетелей происходящего, которые могут присоединяться (активно или неактивно, через поступки, улыбки, внимание) к тем, кто преследует или к тем, кого преследуют. Можно систематизировать все проявления буллинга в две большие категории:
1-я категория – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;
2-я категория – проявления, связанные с сознательной изоляцией, исключением пострадавших из группы.
Активные формы унижения в свою очередь включают физический буллинг (умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений, действия сексуального характера др.) и психологический буллинг (словесные оскорбления, угрозы, преследование, запугивание). Часто это обидное имя, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов, обидные жесты, изоляция, вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть); действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).
В настоящее время наибольшее распространение имеет разновидность психологической травли — кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, иных электронных устройств (пересылка обидных, угрожающих изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).
Профилактика буллинга в ГБПОУ РС(Я) включает мероприятия самого разного характера:
1. Совместная работа с обучающимися, разработка и утверждение правил общения, которые отыечают принятым социальным нормам и делают учебный процесс эффективнее;
2. Кураторские часы в группах и для проживающих в общежитии где обсуждается тема травли (буллинга);
3. Беседы и индивидуальные консультации педагога-психолога, психологические тренинги и ролевые игры;
4. Создание кружков и секций, где могли бы реализовать себя обучающиеся с самыми различными склонностями;
5. Общетехникумовские конкурсы, викторины, выставки достижений обучающихся;
6. Мероприятия способствующие сплочению обучающихся.;
7. Участие обучающихся в различных благотворительных акциях;
8. На сайт выставлены памятки, буклеты педагога-психолога
Каждые из этих мероприятий развивает обучающимся социальную и коммуникативную компетенции, т.е. способствуют уважать мнение других людей и уметь объяснять и отстоять свою позицию, эффективно сотрудничать в коллективе.
Согласно по плану среди обучающихся и проживающих в общежитии проведены следующие мероприятия:
1. Онлайн кураторские часы;
2. Онлайн профилактический час психолога для проживающих в общежитии «Буллинг и Кибербуллинг» с целью знакомство обучающихся с понятием «Буллинг» и «Кибербуллинг», сплочения обучающихся техникума, предупреждение конфликтов в межличностных отношениях обучающихся.
В ходе проведения мероприятия решались следующие задачи:
1. Ознакомить обучающихся с понятием «Буллинг», «Кибербуллинг».
2. Понять и перечислить вместе с обучающимися последствия, к которым приводит «Кибербуллинг».
3. Проиграть ситуации, в которых обучающиеся оказались жертвами кибербуллинга и сформулировать способы выхода из них.
4. Получить обратную связь по проведенному кураторскому часу.
Работа психолога с обучающимися началась с информации о едином телефоне доверия.
В ходе мероприятия ребята попробовали разобраться в причинах возникновения буллинга, выяснили, кто составляет социальную базу буллинга, каковы его виды, попытались ответить на вопросы: «Каковы признаки столкновения с буллингом?», «Каковы последствия буллинга?», «Что должен знать подросток, чтобы не стаь жертвой буллинга».
Таким образом кураторский час прошел в дружественной атмосфере, обучающиеся поделились своими эмоциями, мнением и позицией в отношении агрессии и насилия. Поговорили о факторах, которые способствуют буллингу и о том, что может сделать каждый, если станет свидетелем или жертвой подобной ситуации в жизни.
Проводимые в техникуме мероприятия, позволяют сохранить психологическое здоровье обучающихся, обеспечивает высокое качество образования и духовно-нравственного развития.