Методические рекомендации для педагогов образовательных организаций Республики Саха (Якутия) по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера,

распространяемой в сети Интернет

 

Деструктивное поведение — форма активности личности, связанная с разрушением субъектом структур, как «составляющих» его (организм), так и заключающих его в «себе» (общество). В зависимости от определенных ситуационных, социокультурных и индивидуально-психологических факторов деструкция может быть направлена человеком на самого себя или вовне, выступать в виде импульсивного, неосознанного, рефлекторного или сознательного, расчетливого поступка.

В настоящее время не существует единого подхода к определению понятия и признаков деструктивного поведения.

Профилактика деструктивного поведения основана на социализации несовершеннолетних, формировании у них нравственных качеств субъектов социальных отношений. Институтом социализации детей является семья и школьная среда, где закладываются идеалы и базисы, из которых формируется дальнейшее мировоззрение, морально-этические ориентиры и общая направленность поведения.

Проявления у несовершеннолетнего деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др.).

 За некоторые деструктивные действия несовершеннолетних законодательством Российской Федерации предусмотрена административная или уголовная ответственность.

 

  1. Типы деструктивной модели поведения

1.1.      антисоциальный (против социума; противоправное поведение, не соответствующее этике и нормам морали современного общества);

1.2.      аддиктивный (стремление к уходу от реальности с помощью одурманивающих веществ);

1.3.      суицидный (самодеструкция; склонность к суицидальным действиям, обусловленная изоляцией от общества, беспомощностью (физической, правовой, интеллектуальной), нeвeриeм в будущee, потeрeй собствeнной нeзависимости);

1.4.      фанатический (результат фанатического влечения к чему-либо) аутический (затруднение социальных отношений, межличностных контактов, оторванность от реальной действительности);

1.5.      нарциссический (самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему);

1.6.      конформистский (приспособленчество, приверженность к позиции сильнейшего).

 

  1. Проявления деструктивного поведения

2.1.      Проявления деструктивного поведения по отношению к окружающим и внешней среде:

2.1.1.   намеренное нарушение социальных отношений (революционные действия, террористические акты, перевороты, протестные движения с агрессивными проявлениями, экстремизм);

2.1.2.   причинение физического ущерба другим людям (побои, драки (регулярные и/или массовые), убийство);

2.1.3.   моральное унижение других людей, провоцирование конфликтов, участие в травле (буллинге);

2.1.4.   жестокость к животным (пытки, умерщвление, издевательства);

2.1.5.   вандализм (порча неодушевленных предметов, разрушение памятников архитектуры, произведений искусства и др.);

2.1.6.   сквернословие;

2.1.7.   экоцид (нанесение вреда объектам природы).

2.2.      Проявления деструктивного поведения по отношению к себе:

2.2.1.   действия с риском для жизни и (или) здоровья (паркур, зацепинг и иные);

2.2.2.   интернет-зависимость, патологическая страсть к азартным играм;

2.2.3.   суицидальное поведение, суицид;

2.2.4.   употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ;

2.2.5.   чрезмерное видоизменение собственного тела (татуировки, шрамирование, пирсинг).

Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но не должно остаться без внимания педагогов.

В целях выявления деструктивного поведения несовершеннолетних педагогу важно обращать внимание на психологические и внешние признаки.

2.3.      Психологические признаки:

2.3.1.   повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;

2.3.2.   зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии;

2.3.3.   проявление навязчивых движений;

2.3.4.   неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям;

2.3.5.   утрата прежнего эмоционального контакта с одноклассниками;

2.3.6.   стремление показать свое «бесстрашие» окружающим;

2.3.7.   стремление быть в центре внимания любой ценой;

2.3.8.   нелюдимость, отчужденность в школьной среде, отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки;

2.3.9.   избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги).

2.4.      Изменения в поведении (внешние признаки):

2.4.1.   конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге);

2.4.2.   ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (ребенок угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку);

2.4.3.   проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия;

2.4.4.   участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами;

2.4.5.   трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»);

2.4.6.   навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу);

2.4.7.   участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников (педагогически запущенные дети, безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению);

2.4.8.   жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми;

2.4.9.   резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету);

2.4.10. пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения);

2.4.11. подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.);

2.4.12. появление у несовершеннолетнего (приобретение) предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски); пластиковые пакеты малого размера; аэрозольные баллоны с краской, трафареты (для рекламы интернет-магазинов наркотиков);

2.4.13. использование в речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.

2.5.      Изменения во внешнем виде:

2.5.1.   использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную);

2.5.2.   наличие (появление) синяков, ран, царапин на теле или голове;

2.5.3.   нежелание следить за своим внешним видом;

2.5.4.   появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны);

2.5.5.   появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от наркоторговли).

 Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.

При проявлениях деструктивного поведения ребенку требуется психологическая помощь.

Современное прогрессивное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе также негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на детей: стремительный темп жизни, вседозволенность, легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия. Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, Интернета, компьютерных игр.

 Не отрицая положительного влияния IT-технологий на развитие детей и подростков, цифровой мир несет с собой ряд онлайн-рисков.

 

  1. Основные опасности в сети интернет для детей и подростков

3.1. Коммуникационные риски

3.1.1. кибербуллинг (интернет-травля, преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов; публикация и рассылка контента интимного характера)

Меры помощи ребенку, подвергшемуся кибербуллингу:

— психологическая поддержка педагогом и родителями;

— изменение настроек приватности профиля подростка в соцсетях (убрать личную информацию, закрыть аккаунт от посторонних людей);

— создание новой учетной записи для ребенка с измененным именем и фотографией профиля, чтобы обидчик не смог продолжить травлю;

 — обучение правилам безопасного поведения в сети Интернет.

3.1.2. использование сети Интернет для вовлечения несовершеннолетних в совершение действий, представляющих опасность для их жизни и здоровья (суицидальные сайты; форумы потенциальных самоубийц; сайты, вовлекающие в участие в опасных играх; наркосайты; сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм); сайты, пропагандирующие экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, секты).

 Этапы вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы:

— предоставление ложной информации (соответствующий тематический материал в сети, фото-, видеоинформация);

— общение, взаимодействие с вербовщиком сети;

 — исполнение подростком указанных вербовщиком действий;

 — попадание в зависимость.

3.1.3. «незнакомый друг» в социальных сетях (прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи)

3.1.4. груминг (установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в сети Интернет для его дальнейшей сексуальной эксплуатации)

3.1.5. киберсталкинг (преследование ребенка переходит из виртуального мира в реальный).

3.2.      Контентные риски

3.2.1.   «шок-контент» (материалы (тексты, фото, видео, аудио), которые законодательно запрещены для публикации, вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения: страх, ужас, отвращение, унижение);

3.2.2.   просмотр сайтов для взрослых.

3.3.Технические риски

3.2.1.   незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе;

3.2.2.   повреждение устройств, программного обеспечения.

3.3.      Потребительские риски

3.3.1.   кража личных данных техническими средствами (в том числе в процессе интернет-шопинга)

3.3.2.   кибермошенничество.

 

  1. Направления социально-психологической профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних

 

4.1. Меры противодействия распространению деструктивных идей среди несовершеннолетних

4.1.1. формирование чувства неприятия насилия как такового в любом его проявлении;

4.1.2. формирование негативного образа и  эмоционального неприятия экстремистских формирований и их лидеров;

4.1.3. активное развитие психологического позитивного мышления вместо разрушительного, раскрытие позитивных жизненных смыслов, развитие способности к целеполаганию;

4.1.4. создание комфортной социокультурной среды, микроклимата в детском коллективе;

4.1.5. проведение политики защиты несовершеннолетних от негативного влияния Интернета, обеспечения безопасности в сети Интернет;

4.1.6. проведение нравственно-правового закаливания (формирование правовой культуры, навыков критического анализа, сопротивления негативному влиянию, развитие стойкости при неблагоприятных обстоятельствах, умения противостоять влиянию других лиц);

 4.1.7. формирование у обучающихся здорового образа жизни через применение здоровьесберегающих технологий, обеспечение безопасных условий, информирование о здоровом стиле жизни;

4.1.8. минимизация негативных последствий деструктивного поведения (например, травли);

 4.1.9. организация деятельности, альтернативной деструктивному поведению: познавательной (путешествия, туризм); бросающей вызов своим возможностям (спорт, квесты, походы); альтруистической (общественно-полезная и благотворительная деятельность);

 4.1.10. формирование культуры общения, ценностного отношения к правилам и социальным нормам;

4.1.11. повышение компетентности и социальной успешности личности подростка в значимых для него сферах;

 4.1.12. развитие навыков продуктивной саморегуляции: повышение осознанности собственного поведения, развитие умений планирования, оценки последствий поведения, обучение продуктивным стратегиям совладания со стрессом;

4.1.13. своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений в коллективе (группе);

 4.1.14. активизация личностных ресурсов, обеспечение творческого самовыражения;

4.1.15. содействие профессиональному самоопределению, овладению способами и умениями трудовой деятельности.

4.1.16. организовать взаимодействие специалистов с семьей несовершеннолетнего по его сопровождению; а также при необходимости работу по коррекции детско-родительских отношений.

 Главная цель — переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал ребенка, мотивировать его на социально-позитивное и законопослушное поведение.

 Ведущим видом деятельности подросткового возраста является интимно-личностное общение с ровесниками, в котором происходит практическое освоение моральных норм и ценностей, формируется самосознание. Участвуя в неформальных молодежных группах деструктивной направленности, подросток стремится к удовлетворению потребностей в общении и признании. Важной составляющей воспитательной деятельности педагога является мотивирование обучающихся к участию в детских и молодежных объединениях.

 Важно, чтобы воспитательная работа педагога с несовершеннолетними обучающимися была направлена не только на устранение последствий деструктивных действий, но и на предотвращение возникновения деструктивного поведения несовершеннолетних — формирования благоприятного психологического климата в школьном коллективе: безопасности, взаимопомощи, принятия иной точки зрения и т.д

 

4.2.      Мониторинг детского коллектива в образовательной организации

4.2.1.   регулярное отслеживание посещаемости занятий обучающимися в образовательной организации (учет несовершеннолетних, не приступивших к занятиям на начало учебного года, на начало четверти; а также систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам);

4.2.2.   отслеживание динамики успеваемости обучающихся;

4.2.3.   проведение с участием педагога-психолога периодической диагностики коллектива, направленной на выявление признаков деструктивного поведения у несовершеннолетних;

4.2.4.   организация наблюдения за поведением подростков;

4.2.5.   учет детей, состоящих на внутреннем контроле в образовательной организации (индивидуальная профилактическая работа);

4.2.6.   обращение особого внимания на обучающихся: состоящих на учетах у нарколога, психиатра (при наличии такой информации); совершивших самовольные уходы из дома; дела в отношении которых рассмотрены на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (совершивших административные правонарушения, антиобщественные действия); родители (законные представители) которых привлекались к административной ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; с выявленными признаками суицидального поведения; имеющих высокий уровень риска по итогам психологической диагностики (тревожность, агрессия, отчужденность и иные).

4.3. Формы работы по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних обучающихся и рекомендации по их применению

4.3.1. Знание и соблюдение действующих в образовательной организации: порядков реагирования (информирования) в  случае выявления чрезвычайной ситуации с  детьми, несовершеннолетних с признаками деструктивного поведения; рекомендаций об организации профилактической работы, выявления деструктивного поведения у обучающихся, проведения индивидуальной работы с подростками «группы риска»;

4.3.2.  Выработка общей позиции «родители-педагоги». Изменения в поведении, привычках, характере подростков нельзя не заметить, если наблюдать за их поведением и дома, и в школе. В рамках родительских собраний с привлечением педагога-психолога рекомендуется представлять информацию об особенностях психоэмоционального состояния подростков в  конкретный возрастной период, о  возможных деструктивных проявлениях в  среде несовершеннолетних в  виртуальном пространстве, о способах обеспечения безопасности детей. Проведение совместных мероприятий с  родителями и  обучающимися способствует гармонизации детско-родительских отношений;

4.3.3. Организация процедуры урегулирования в случае выявления фактов травли (буллинга). В указанном случае педагог привлекает школьную службу примирения (медиации), либо использует медиативные технологии для разрешения конфликта, восстановления отношений, доверия, а  также материального, эмоционально-психологического (морального) и  иного ущерба, нанесенного жертве;

4.3.4. Привлечение специалистов. В работе по предупреждению деструктивного поведения педагогу помогут специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних, представители ведомств, обеспечивающих выявление негативного влияния на несовершеннолетних в сети Интернет;

4.3.5.  Информирование обучающихся о  службах помощи. Оформление уголков безопасности в классных кабинетах, представление актуальной информации обучающимся и  их родителям (законным представителям) о работе служб экстренной психологической помощи, детского телефона доверия с  раскрытием тем для разговора (тема первой любви, отношения с  родителями и учителями, проблемы в общении со сверстниками, обиды и страхи, борьба с зависимостями);

4.3.6. Организация воспитательной работы, в том числе патриотических, военно-патриотических мероприятий, организация участия подростков, находящихся в  «группе риска» и  потенциально способных приобщиться к криминальной субкультуре, в деятельности военно-патриотических клубов, спортивных молодежных организаций. Важно сформировать у детей внутреннее убеждение в том, что поставленные перед ними цели и задачи являются их собственными, достижение и решение этих задач отвечает их интересам, дать возможность почувствовать себя значимым для общества, для общего дела;

4.3.7. Проведение беседы, открытого разговора. При проведении бесед с обучающимися педагогам важно учитывать, что прямые вопросы и акцентирование с первых минут разговора внимания школьников на проблеме (например, «АУЕ») может вызвать у них обратную реакцию — разговор будет воспринят как реклама субкультуры.

4.4.      Рекомендации педагогу для проведения беседы

4.4.1.   основной упор сделать на установление психологического контакта;

4.4.2.   проявить полное знание обсуждаемой темы, терпение, настойчивость, доброжелательность, иначе можно спровоцировать у  подростков эмоциональный дискомфорт, недоверие и агрессию;

4.4.3.   поддерживать позитивные суждения, вселять веру в свои силы, в возможность благоприятных жизненных перспектив;

4.4.4.   помнить, что запретительные меры малоэффективны (введение запрета заставит подростка замкнуться в себе, стать более скрытным, охраняющим групповые «ценности», что еще больше сплотит группу несовершеннолетних с девиантным поведением);

4.4.5.   раскрыть пагубность и  бесперспективность противоправного поведения, подкрепляя хорошо известными несовершеннолетним фактами (можно предложить ребенку встать на место жертвы преступления и  с этой точки зрения оценить справедливость и логичность криминальной субкультуры);

4.4.6.   обеспечить осознание обучающимися степени риска противоправного поведения и  суровости ответственности за совершенное преступление (привести примеры деструктивного манипулирования, спровоцировавшие психологический срыв у ребенка, повлекшие причинение вреда здоровью себе и/или окружающим, совершение преступления);

4.4.7.   провести совместный с детьми критический анализ негативного контента, «друзей и  товарищей», идеализирующих криминальный образ жизни

После проведения беседы важно обязательно фиксировать реакцию обучающихся, наблюдать за изменением в их поведении.

4.5.      Основные рекомендации педагога родителям (законным представителям) обучающихся

4.5.1.   основывать процесс воспитания на доверительных отношениях;

4.5.2.   осваивать Интернет-технологии, вести аккаунт в популярных социальных сетях, стать другом своему ребенку в социальных сетях;

4.5.3.   еженедельно проводить анализ страниц своего ребенка, внимательно читать публикации детей, изучать сообщества, на которые подписан ребенок, изучать виртуальных друзей, фотографии и видео, вызывающие интерес у  ребенка (сохраненные, либо с  отметкой «лайк»);

4.5.4.   В «группе риска» находятся дети и подростки, которым не хватает родительского внимания и поддержки, а  также те, чье нахождение в  сети Интернет не контролируется родителями. Лучшая профилактика негативных последствий – доверительное общение с подростком.

4.6.      Сообщение об опасном контенте и обнаруженной в сети Интернет информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка

5.6.1. В случае выявления опасного Интернет-ресурса, а также если несовершеннолетний обучающийся сообщил информацию о других детях, которые играют в опасные квесты, входят в сомнительные сообщества в социальных сетях, сообщите об этом:

1) Полиция России: 02 (102, 112)

2) Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия): 8 (4112) 42-22-22

3) Роскомнадзор: https://eais.rkn.gov.ru/feedback/  Вкладка «Форма обратной связи»/ Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено

4) Автономная некоммерческая организация: «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» https://www.cism-ms.ru/ob-organizatsii/

5) Ассоциация «Лига безопасного Интернета»: http://ligainternet.ru/hotline/ тел.: 8 800 700 5676

5.6.2. Куда обратиться за психологической помощью?

1) Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно): https://telefon-doveria.ru/about/ тел.: 8-800-2000-122

2) Республиканский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно):

8 800 100 35 50 

3) Линия помощи «Дети Онлайн» – служба телефонного и онлайн-консультирования оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в сети Интернет http://detionline.com/ тел.: 8-800-25-000-15 helpline@detionline.com

4) ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр-психолого-медико-социального-сопровождения» http://14rcpmss.ru тел.: 507-110, Отдел психологического и социально-педагогического сопровождения, 8924 564-73-99